Борьба с вредителями должна быть осмысленной и целенаправленной. Бесконтрольное применение пестицидов наносит огромный вред и порождает еще больше проблем - уничтожаются полезные насекомые, рушится биологическое равновесие, возникают устойчивые к пестицидам популяции вредителей, что заставляет еще увеличивать нормы расхода и вступать в порочный круг. Все химические пестициды ядовиты, а многие - сильно ядовиты, канцерогенны, тератогенны, мутагенны и т.д. И т.п. Правильно было бы при появлении вредителей получать именно консультацию фитопатолога - что точно за вредитель, наносит ли он реальный вред, или так просто отдохнуть присел, как можно с этим вредителем бороться наиболее безвредным образом, и т.п. Мы же хотим простых и быстрых решений.
Ну пока нет фитопатолога - вот пара простых соображений. В данном случае опасаются неких зеленых гусениц. Скорее всего это кто-то из пядениц (это такой обширнейший класс, легко узнается по характерной манере передвигаться, как бы измеряя пройденный путь - сгибаясь в петлю и выбрасывая вперед туловище -отсюда прозвище "землемеры"). Может и еще кто типа всяких розанных пилильщиков. Так или иначе, это существо предположительно жует розу. Чем заслужило себе смертный приговор. Предполагается, что садовод не хочет применять щадящих методов защиты (собрать руками, например, или обратить внимание на это безобразие праздношатающихся в окрестностях птиц, ос или наездников), и полагается на достижения химии. Тогда стратегия простая - если существо делает свое черное дело демонстративно и с аппетитом жрет листочки на ваших глазах - мочим его контактными пестицидами, лучше всего пиретроидами (препаратов туча, все, что содержит перметрин, циперметрин, альфаметрин, дельтаметрин и прочие похожие словечки). Пиретроиды в значительной степени малоопасны для теплокровных. Опрыснуть, обязательно попадая на злодеев. Сдохнут скорее всего. Могут не сдохнуть, потому что пиретроидами злоупотребляют уже лет 15 и потихоньку развивается глобальная устойчивость к этому классу.
Тогда следующий класс - фосфорорганика. Мочит почти все, но сильно ядовита практически для всех живых существ. Ассортимент включает как старинный карбофос, который получил новую жизнь в руках больших западных компаний, которые научились его классно чистить, значительно снижая токсичность (на рынке это, например, фуфанон), так и ряд более новых. Самый продвинутый пестицид этого класса на нашем рынке - актеллик от Сингенты (он же пиримифос). Он относительно малотоксичен (настолько, что его разрешается использовать в домашних аэрозолях от комаров). В общем пока этот инсектицид работает неплохо.
Тем не менее, контактные пестициды лучше совсем не применять, так как они кроме вредителей мочат и всех других насекомых, что имели неосторожность оказаться поблизости, в том числе пчел, наездников, и пр. Чтобы этого избежать, используются системные пестициды, то есть такие, которые действуют изнутри растения. Чтобы отравиться надо растение жевать или сосать. А если просто отдохнуть присел - лети/ползи дальше, нет проблем. Хороши такие пестициды еще и тем, что защитное действие сохраняется довольно долго - неделями, тогда как контактным нужно прыскать всякий раз, как появляются новые вредители. Из системных пестицидов сейчас особенно популярны неоникотиноиды, то есть вещества, отдаленно напоминающие по структуре никотин. По действию они похожи на фосфорорганику, но гораздо эффективнее, действуют в меньших концентрациях. На нашем рынке это конфидор от Байера (и его многочисленные клоны, основанные на действующем веществе, имидаклоприде) и совсем свежий неоникотиноид второго поколения - актара от Сингенты (аналогов вроде пока нет). Оба действуют через растение, то есть достаточно полить под корень раствором и злодеи скоро почувствуют разницу и мало им не покажется. Конфидор при этом менее токсичен для человека, зато очень токсичен для дождевых червей. В почве сохраняется довольно долго, поэтому не вносите его на больших площадях, но только точечно. Еще один его недостаток - приобретенная устойчивость через другие пестициды. К конфидору могут быть устойчивы насекомые, развившие устойчивость к диазинону. А диазинон в России применяется давно и в больших количествах (гранулы от проволочника, муравьев, медведки). Актара более эффективна чем конфидор. Устойчивость к ней пока выработаться не могла. Почти нетоксична для дождевых червей. И все бы хорошо, но для человеков актара, по многим свидетельствам, хуже. Выше общая токсичность. Действующее вещество актары есть в списках возможных канцерогенов. Требуется двойная осторожность. И еще одно. Иногда бывают жалобы на системные пестициды типа неоникотиноидов - не действуют. Не торопитесь с такими выводами. Когда на тлю или гусениц прыскают контактными пестицидами, эффект немедленно проявляется. Где вредители? Они умерли. Попадали кверху пузом и уже смердят. При применении системных пестицидов, особенно современных, можно решить, что ничего не происходит. Уже день прошел, а все на местах, сидят, усами шевелят. Шевелить-то шевелят, но на большее сил уже, скорее всего, нет. Надо несколько дней наблюдать. Эти пестициды действуют на нервную систему насекомого. Насекомое как бы продолжает жить, но не может двигать своими жвалами. Оно живо, но безобидно. Так и сидит в назидание другим, пока от голода не сдохнет. Так может прямо на листе и мумифицироваться.
|